ОФЖурнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова I.P. Pavlov Journal of Higher Nervous Activity

  • ISSN (Print) 0044-4677
  • ISSN (Online) 3034-5316

Изменения слухового восприятия после курса занятий по методике комплексного музыкально-певческого воспитания по Д. Е. Огороднову: исследование потенциалов, связанных с событиями

Код статьи
S30345316S0044467725010089-1
DOI
10.7868/S3034531625010089
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 75 / Номер выпуска 1
Страницы
97-106
Аннотация
Исследовались пластические изменения слухового восприятия в ходе занятий по методике комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) Д.Е. Огороднова. Группа из 65 детей, помимо школьной музыкальной программы, дополнительно занималась по методике КМПВ пять раз в неделю, а контрольная группа из 29 человек проходила уроки музыки по обычной школьной программе. Испытуемые 7–10 лет выполняли дважды с интервалом в 4 недели тест на слуховое внимание в ODDBALL-парадигме. Для анализа полученных потенциалов, связанных с событием (ПСС), был использован метод слепого разделения источников, основанный на приблизительной совместной диагонализации матриц ковариации, рассчитанных для групповых ПСС. Разложение групповых ПСС на скрытые компоненты позволило выделить компонент, который выявляет специфический эффект тренировки. Как показали наши исследования, у детей из контрольной группы обнаруживается адаптация к слуховой стимуляции, проводимой дважды в течение месяца. Эта адаптация проявлялась в значительном снижении амплитуды височной компоненты ПСС при повторном обследовании. В группе детей, которые занимались по методике КМПВ, такой адаптации обнаружено не было.
Ключевые слова
потенциалы связанные с событиями слуховое внимание нейропластичность музыкальное воспитание метод слепого разделения источников
Дата публикации
01.01.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
23

Библиография

  1. 1. Медведев С.В., Киреев М.В., Коротков А.Д. Организация нейрональных систем обеспечения целенаправленной деятельности человека: новые данные. Физиология человека. 2018. 44 (4): 131–136. doi: 10.1134/S0131164618040094.
  2. 2. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: «Музична Украина», 1981. 167 с.
  3. 3. Огороднов Д.М., Евдокимов С.А., Гапонова В.Е. Исследование изменений потенциалов, связанных с событиями, в ходе музыкально-певческого воспитания по методу Д.Е. Огороднова. В сб.: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. Девятая международная конференция по когнитивной науке: Сборник научных трудов. В 2 чч. Ч. 1. Москва, 2021. С. 453–456.
  4. 4. Albrecht R., Suchodoletz W., Uwer R. The development of auditory evoked dipole source activity from childhood to adulthood. Clin. Neurophysiol. 2000. Dec. 111(12):2268–76. PMID: 11090781. doi: 10.1016/s1388-2457(00)00464-8
  5. 5. Bianco R., Gold B.P., Johnson A.P., Penhune V.B. Music predictability and liking enhance pupil dilation and promote motor learning in non-musicians. 2019. Sci. Rep. 9:17060. doi: 10.1038/s41598-019-53510-w.
  6. 6. Burgoyne A.P., Harris L.J., Hambrick D.Z. Predicting piano skill acquisition in beginners: the role of general intelligence, music aptitude, and mindset. Intelligence. 2019. 76:101383. doi: 10.1016/j.intell.2019.101383.
  7. 7. Cassidy C., Winter P., Cumbia S. An interprofessional early childhood training program: speech-language pathology and music therapy student outcomes and reflections. J. Interprof. Care. 2019. 34 (6). 819–821. https://doi.org/10.1080/13561820.2019.1696761.
  8. 8. Ip C.T., Ganz M., Ozenne B., Sluth L.B., Gram M., Viardot G., l’Hostis P., Danjou P., Knudsen G.M., Christensen S.R. Pre-intervention test-retest reliability of EEG and ERP over four recording intervals. Int. J. Psychophysiol. 2018. Dec. 134:30–43. Epub. 2018. Sep. 22. PMID: 30253197. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2018.09.007
  9. 9. Csépe V., Honbolygó F. From psychophysiology to brain imaging: forty-five years MMN history of investigating acoustic change sensitivity. Biol. Futur. 2024. Mar. 75(1):117–128. Epub. 2024. Apr. 12. PMID: 38607546. doi: 10.100 PMID: 11090781. 7/s42977-024-00216-4
  10. 10. Luck S.J., Kappenman E.S. (Eds.) The Oxford handbook of event-related potential components. Oxford: Oxford University Press. 2012. 642 p.
  11. 11. Makeig S., Jung T.P., Bell A.J., Ghahremani D., Sejnowski T.J. Blind separation of auditory event-related brain responses into independent components. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1997. Sep. 30; 94(20):10979–84. PMID: 9380745; PMCID: PMC23551. doi: 10.1073/pnas.94.20.10979.
  12. 12. Maris E., Oostenveld R. Nonparametric statistical testing of EEG- and MEG-data. Journal of neuroscience methods. 2007. 164. 177–90. 10.1016/j.jneumeth.2007.03.024.
  13. 13. Matuszewski J., Kossowski B., Bola Ł., Banaszkiewicz A., Papli´nska M., Gyger L. et al. Brain plasticity dynamics during tactile Braille learning in sighted subjects: multi-contrast MRI approach. NeuroImage. 2021. 227:117613. doi: 10.1016/j.neuroimage.2020.117613.
  14. 14. Münte T.F., Altenmüller E., Jäncke L. The musician’s brain as a model of neuroplasticity. Nat. Rev. Neurosci. 2002. Jun. 3(6):473–8. PMID: 12042882. doi: 10.1038/nrn843
  15. 15. Olszewska A.M., Gaca M., Herman A.M., Jednoróg K., Marchewka A. How Musical Training Shapes the Adult Brain: Predispositions and Neuroplasticity. Front. Neurosci. 2021. Mar. 10; 15:630829. PMID: 33776638; PMCID: PMC7987793. doi: 10.3389/fnins.2021.630829
  16. 16. Pantev C., Lappe C., Herholz S.C., Trainor L. Auditory-somatosensory integration and cortical plasticity in musical training. Ann. NY Acad. Sci. 2009. Jul. 1169:143–50. PMID: 19673770. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.04588.x
  17. 17. Pascual-Marqui R. Standardized low-resolution brain electromagnetic tomography (sLORETA): technical details. Methods Find Exp. Clin. Pharmacol. 2002. 24. Suppl D: 5–12. PMID: 12575463.
  18. 18. Penhune V.B. “Musical expertise and brain structure: the causes and consequences of training” in The Oxford Handbook of Music and the Brain, eds M. H. Thaut, and D. A. Hodges (Oxford: Oxford University Press). 2019. 417–438. doi: 10.1093/oxfordhb/9780198804123.013.17.
  19. 19. Pernet C.R., Latinus M., Nichols T.E., Rousselet G.A. Cluster-based computational methods for mass univariate analyses of event-related brain potentials/fields: A simulation study. J. Neurosci Methods. 2015. Jul. 30. 250:85–93. Epub. 2014. Aug. 13. PMID: 25128255; PMCID: PMC4510917. doi: 10.1016/j.jneumeth.2014.08.003
  20. 20. Ponomarev V.A., Kropotov J.D. Second Order Blind Identification of Event Related Potentials Sources. Brain Topogr. 2023. 36. 797–815. https://doi.org/10.1007/s10548-023-00998-1.
  21. 21. Proverbio A.M., Russo F. Multimodal recognition of emotions in music and language. Psychol. Music. January 2022. Vol. 50. Issue 1. Pр. 54–68. http://dx.doi.org/10.1177/0305735620978697.
  22. 22. Räikkönen K., Birkás E., Horváth J., Gervai J., Winkler I. Test-retest reliability of auditory ERP components in healthy 6-year-old children. Neuroreport. 2003. Nov. 14;14(16):2121–5. PMID: 14600509. doi: 10.1097/00001756-200311140-00022
  23. 23. Ruhnau P., Herrmann B., Maess B., Schröger E. Maturation of obligatory auditory responses and their neural sources: evidence from EEG and MEG. Neuroimage. 2011. Sep. 15; 58 (2):630–9. Epub. 2011. Jun. 25. PMID: 21726651. doi: 10.1016/j.neuroimage.2011.06.050
  24. 24. Schellenberg E.G. Correlation = causation? Music training, psychology, and neuroscience. Psychol. Aesthet. Creat. Arts. 2020. 14, 475–480.
  25. 25. Tomé D., Barbosa F., Nowak K., Marques-Teixeira J. The development of the N1 and N2 components in auditory oddball paradigms: a systematic review with narrative analysis and suggested normative values. J. Neural. Transm. (Vienna). 2015. Mar. 122(3):375–391. Epub. 2014. Jun. 25. PMID: 24961573. doi: 10.1007/s00702-014-1258-3
  26. 26. Vigario R. Extraction of ocular artifacts from EEG using independent component analysis. Electroenceph. Clin. Neurophysiol. 1997. V. 103. № 3. P. 395.
  27. 27. Wisniewski M.G., Joyner C.N., Zakrzewski A.C., Makeig S. Finding tau rhythms in EEG: An independent component analysis approach. Hum. Brain Mapp. 2024. Feb. 1; 45(2):e26572. PMID: 38339905; PMCID: PMC10823759. doi: 10.1002/hbm.26572
  28. 28. Zaatar M.T., Alhakim K., Enayeh M., Tamer R. The transformative power of music: Insights into neuroplasticity, health, and disease. Brain Behav. Immun. Health. 2023. Dec. 12;35:100716. PMID: 38178844; PMCID: PMC10765015. doi: 10.1016/j.bbih.2023.100716
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека