Категоризация – когнитивный процесс, ведущий к способности воспринимать похожие, но не идентичные стимулы как эквивалентные. Чтобы отнести объект к какой-либо категории, животное должно научиться распознавать ключевые признаки нового объекта, применяя опыт, полученный от предыдущих взаимодействий со схожими объектами. Благодаря этому категоризация избавляет от необходимости исследовать каждый новый объект заново, существенно расширяя адаптивные возможности организма. Способность к категоризации присуща животным с разными типами устройства нервной системы. В обзоре рассмотрены фундаментальные подходы к исследованию зрительной категоризации у птиц, обладающих выдающимися способностями к этому процессу. Анализ обширных данных, полученных в исследованиях зрительной категоризации в разных моделях у птиц, не только открывает возможность выявления общебиологических нервных основ и механизмов этого процесса, но и может быть использован для расширения нейроморфных свойств у систем искусственного интеллекта.
Однократное обучение или обучение с одной попытки (one-trial learning) представляет собой важнейший эволюционный механизм, который позволяет животным и человеку быстро запоминать жизненно важные события и адаптироваться к динамичным изменениям в окружающей среде. В данной статье представлен обзор различных парадигм однократного обучения, включая пассивное избегание, вкусовую аверсию, условно-рефлекторное замирание, а также модели на основе ассоциаций с пищевым подкреплением, распознавания места объекта и социального обучения. Экспериментальные модели однократного обучения охватывают многие виды животных и различаются по экологической валидности, сенсорной модальности, типу условных стимулов, валентности подкрепления, а также паттерну мозговых структур, вовлеченных в обучение в той или иной модели, что позволяет исследовать широкий спектр когнитивных процессов. Быстрота формирования памяти в этих парадигмах предоставляет уникальные возможности для контроля экспериментальных переменных и минимизации артефактов. Кроме того, четкое выделение момента обучения в этих моделях делает их незаменимыми для исследований фаз консолидации памяти и их нервных механизмов, особенно нейронной и синаптической пластичности на самых ранних стадиях этого процесса. Благодаря всему этому модели однократного обучения представляют собой мощный инструмент для изучения фундаментальных нейробиологических механизмов памяти и обучения, а также могут способствовать разработке новых подходов к лечению когнитивных расстройств, связанных с нарушениями памяти, таких как амнезия и посттравматическое стрессовое расстройство. Кроме того, выявленные с их использованием закономерности могут стать основой для разработки алгоритмов быстрого обучения для искусственного интеллекта.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации